|
|
Письмо, чтение. Слуховая память и мелкая моторика. Пространственные представления. Представления об окружающем мире.
| |
|
|
|
Уровень развития мышления, внимания и памяти. Готовность руки к обучению письму.
| |
|
|
|
Определение уровня умственной работоспособности ребенка.
| |
|
|
| Примерные вопросы для тестовой беседы. |
|
| ТЕСТ 1. |
|
| Письмо, чтение. |
|
| - Знаешь ли ты буквы? Назови их. |
| (Буквы написаны на карточках и разложены в алфавитном порядке). |
|
| - Прочитай слова: дом, конь, кот, машина. Объясни, что означают эти слова. |
| Покажи картинки, где изображены предметы с этими названиями. |
|
| - Почитай предложение: "Мама мыла раму". О ком говорится в предложении? |
|
| - Расскажи рассказ или стихотворение |
| (3 - 4простых предложения или четверостишие "Идет бычок качается…"). |
|
| - Разложи картинки по порядку и составь рассказ. |
|
| Для проверки слуховой памяти и мелкой моторики: |
|
| - Напиши печатными буквами слова на слух: дом, пол, стол, мама, папа. |
|
| Выяснение пространственных представлений. Ориентация на месте, счет. |
|
| - Покажи правую руку. Покажи левый глаз, правое ухо и т. д. |
|
| - Пересчитай пальцы на руках. На какой больше? |
|
| - Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке. |
|
| - Каких кружков больше? (Перед ребенком кладут пять больших красных кружков |
| и семь маленьких синих). |
|
| - Знание прямого и обратного счета (посчитай от 1 до 10 и обратно, |
| посчитай от 3 до 8, от 6 до 2, и т. д.). |
|
| - Назови цифры на картинках. |
|
| - Знание геометрических фигур: назови фигуры (перед ребенком выкладывают |
| вырезанные из картона круг, прямоугольник, квадрат, треугольник). |
| Сложи прямоугольник из двух треугольников. |
|
| Выявление представлений об окружающем мире. |
|
| 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. |
| 2. Назови ФИО мамы, папы. |
| 3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь, тетей или дядей? |
| 4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше? |
| 5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два? |
| 6. Сейчас день или утро? |
| 7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром или днем? |
| Что бывает раньше - обед или ужин? |
| 8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. |
| 9. Кем работают твой отец, мать? |
| 10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье). |
| 11. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? |
| 12. Когда можно кататься на коньках - зимой или летом? |
| 13. Почему снег бывает зимой а не летом? |
| 14. Что делает почтальон, врач, учитель? |
| 15. Зачем нужны в школе звонок и парта? |
| 16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? |
| 17. Для чего нужны уши? |
| 18. Каких животных ты знаешь? |
| 19. Каких ты знаешь птиц? |
| 20. Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или петуха? |
| 21. Что больше: 8 или 5? 7 или 3? |
| 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? |
|
| Оценка результатов |
|
| - За правильный ответ ребенок получает один балл. |
|
| - За вопросы 5, 8, 15, 22 баллы распределяются следующим образом: |
| вопрос 5: сколько лет - 1 балл, ответ с учетом месяцев - 3 балла. |
| вопрос 8: полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл. |
| вопрос 15: за каждое правильно указанное примечание школьной атрибутики - 1 балл. |
| вопрос 22: за правильный ответ - 2 балла. |
|
| - Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы. |
|
| - Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу |
| "Папа работает инженером" У собаки лап больше, чем у петуха. |
| Неверными считаются ответы: "Мама Таня. Папа работает на работе". |
|
| Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 17. Если в п.15 ребенок набрал 3 |
| балла и дал положительный ответ на п.16, то в протоколе отмечается положительная |
| мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4). |
|
| Оценка результатов беседы: |
|
| 24 - 29 баллов: ребенок считается школьно - зрелым |
| 20 - 24: средняя зрелость |
| 15 - 20: низкий уровень психосоциального развития. |
|
|
| ТЕСТ 2. |
|
Учеными разработаны специальные задания, по успешности выполнения которых можно |
| судить об уровне развития малыша. Например, по умению нарисовать человечка (подробность, |
| детальность рисунка) можно судить о развитии мышления, внимания и памяти. А потому, как |
| он справляется с заданием срисовать короткую фразу, о готовности его руки к обучению письму. |
А вам, мамы и папы, - задание: проанализировать получившиеся результаты. Не |
| подсказывайте малышу, что он забыл нарисовать человечку голову, и не показывайте, как |
| правильно надо рисовать. Это плохая услуга. Не стоит также излишне расстраиваться в |
| случае неудачных результатов - это просто повод побольше заниматься с ребенком, выполняя |
| подобные задания. |
|
| Задание 1 |
| Нарисуй дядю, как умеешь. |
 |
|
| Оценка результата |
|
| 1 балл - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову |
| туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове |
| должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. |
| Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды. |
|
| 2 балла - выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Возможны 3 отсутствующие |
| части6 шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая - нибудь часть |
| лица. |
|
| 3 балла - должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть |
| нарисованы двумя линиями. Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы |
| на руках, ступни на ногах. |
|
| 4 балла - примитивный рисунок головы с туловищем, руки и ноги не прорисованы. |
|
| 5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули. |
|
| Задание 2 |
| Заранее напишите на бумаге рукописную фразу: Он ел суп. |
| Покажите ее малышу: "Посмотри, здесь что - то написан о. Ты еще не умеешь писать, |
| поэтому попробуй это нарисовать". |
 |
|
| Оценка результата |
|
| 1 балл - фразу можно легко прочитать; буквы могут быть несколько больше |
| образца; первая буква - заглавная; фраза состоит из трех слов, возможно небольшое |
| отклонение от горизонтали. |
|
| 2 балла - фразу можно прочитать; размер букв и горизонтальное положение не |
| учитывается, стройность букв не обязательна. |
|
| 3 балла - надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. |
|
| 4 балла - с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка. |
|
| 5 баллов - неразборчивые каракули, чирканье. |
|
| Задание 2 |
| Попробуй нарисовать рядом такие же точки. |
| Как оценить результат. |
|
| 1 балл - точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки |
| или столбца, уменьшение рисунка, но не увеличение. |
|
| 2 балла - количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается |
| отклонение до трех точек на половину расстояния между ними. |
|
| 3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит |
| его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно |
| быть больше 20 и меньше 7. |
|
| 4 балла - рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу |
|
| 5 баллов -каракули, чирканье |
|
| А теперь немного математики |
| (общее количество баллов за выполнение трех заданий): |
|
| 3-6 баллов - высокий уровень готовности к школе; |
|
| 7-12 баллов - средний уровень; |
|
| 13-15 баллов - низкий уровень готовности. |
|
|
| ТЕСТ 3. |
|
| Определение уровня умственной работоспособности ребенка (корректурная проба) |
|
Малышу дают лист бумаги, на котором нарисован набор геометрических фигурок |
| или букв, и просят зачеркнуть некоторые из этих символов определенным образом (слева |
| направо, справа налево или крест накрест). Показывается образец, но при проведении теста |
| его убирают. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная |
| буква или фигура. |
Большинство детей 6,5-7 лет легко понимают и выполняют словесную инструкцию. |
| Такой уровень восприятия оптимален для школы. Дети, которым надо при выполнении |
| задания заглядывать в образец, тоже готовы к обучению. Им просто необходима дополни- |
| тельная тренировка. Детям, которые не понимают задание в принципе, идти в школу еще |
| рано. |
Через 5-10 минут работы количество ошибок у детей резко увеличивается - они |
| начинают отвлекаться. Именно в этот момент педагог дает новую инструкцию: "Тебе |
| осталось поработать еще одну минуту". После этого работоспособность ребенка должна |
| повыситься, и задание за оставшееся время он должен выполнить без ошибок. Этот тест - |
| на степень утомляемости детей. Слабые дети очень быстро устают и начинают делать |
| много ошибок не через 10 - 15 минут (норма), а уже через 2 - 3. Для детей 6 лет нормой |
| считают наличие 1 - 2 ошибки за минуту работы. |
|
|
|
|